Главная » Статьи » Статьи

Корнеев С. Н. "Первое родительское собрание..."

Содержание.

1. Предисловие.

2. Немного о важном.

3. Составляющие.

4. С чего начать и на что обратить внимание.

5. Подитог.

Предисловие.

Теннис- игра интересная, чрезвычайно полезная для здоровья, перспективная социально и конечно прекрасно выстроенная международная система бизнеса с огромным финансовым потенциалом и широким спектром возможностей поучаствовать в этом. Мотиваций для освоения такого популярного вида спорта более чем достаточно, начиная с обычного физического развития и заканчивая возможностью попадания в "другую жизнь". Правило едино- чем выше ставится планка достижения вершин мастерства, тем больше должно быть потрачено сил, времени, денег... Хочу сразу предостеречь от желания руководствоваться достижением только спортивного результата. Теннис, во-первых- это гармоничный путь развития и воспитания вашего ребёнка и тех его лучших качеств, которые помогут уверенно и достойно идти в будущем по жизни, вне зависимости будет ли она связана тесно со спортом в дальнейшем. Теннис- это модель самой жизни, адаптированная к детям через игру.

Становление теннисиста - процесс сложный, долгий, энергозатратный, но увлекательный и результаты каждого этапа благодарнее, чем во многих других областях человеческого применения. Научиться играть в теннис невозможно, можно только всё время совершенствоваться, так как в спорте действует естественное ограничение по возрасту и спортсмен, достигнув определённой "мудрости", может применить её только на следующем, молодом поколение, которое начинает свое развитие с более высокой ступени, получая весь накопленный опыт от тренера. Преемственность- это вообще устройство человеческого общества. В спорте-неотъемлемая составляющая. Связка: скорость- опыт- скорость, является как бы "тактовым двигателем". Именно по этой причине теннис наиболее динамично прогрессирующий вид спорта.

Воспитание профессионала-теннисиста занимает приблизительно 10 лет, поэтому серьёзно заниматься нужно с 6-7 лет, а приобщаться можно и с трёх, ведь теннис- это не только корт и ракетка. Есть в мировом теннисе удачные примеры и более позднего вхождения в профессиональный спорт, но это скорее исключения. Более позднее начало заставляет форсировать многие моменты, что ведёт к разбалансированости составляющих. При правильном подходе к 15-16-ти годам выполняется уровень МС и человек уже имеет полноценную профессию, а так же возможность выбирать.

Три основных направления:

1. Остаться на уровне тренера-спарринга, с возможность получения образования очно или заочно, но уже зарабатывая себе на жизнь.

2. Получать хорошее образование бесплатно (например в США), выступая за команду университета на любительском уровне.

3.Продолжать профессиональную карьеру теннисиста со всеми вытекающими...

А так же дополнитнльных:

4. Журналисты, телеведущие, спортивные коментаторы.

5. Спортивные агенты и менеджеры.

6. И конечно.... Функционеры.

7. 8. 9....

Возникает вопрос: " А почему не футбол, не фехтование, не плавание и т.д.?" Думаю, два основных аргумента:

- оплата труда теннисиста на порядки выше чем во многих других видах спорта (победитель US Open2014- 3 млн.$ ).

- если командный вид спорта или спорт с субъективной оценкой результата, то добавляются факторы негативного воздействия на спортсмена. В теннисе всё просто: выиграл-молодец, проиграл- сам виноват!

Тренировки по теннису для детей могут быть эффективными и действительно развивать ребенка в нужном направлении при наличии совокупности факторов, главнейшим из которых является тренер, увлеченный своим делом, имеющий опыт, способный выстроить  полную систему, привязанную к задачам, условиям и индивидуальным данным будущего теннисиста. 

Немного о важном.

Рассмотрим начальный процесс приобщения ребёнка к теннису с 6-7 летнего возраста, момента, когда он уже пошёл в школу и получил первую порцию детской самостоятельности. Учитывая, что начальный, официальный соревновательный ценз в России категория 9-10 лет, то мы имеем пару лет, чтобы подготовить ребёнка плавно и сбалансированно к стадии турниров. Как не крути, но именно турниры и есть спортивный показатель проделанной работы теннисиста, тренера и родителей. Место, занятое в соревновании, как оценка на экзамене, чем выше, тем лучше усвоен материал, соответственно больше оснований для дальнейшего развития и прогресса, но не забываем, что главнее сам процесс и позитивное отношение к нему ребёнка.

Основное незыблемое правило- это не навредить здоровью, поэтому тренировочный процесс должен выстраиваться эффективно, строго с учётом индивидуальных особенностей организма и способностей ребёнка. Применению некоторых видов нагрузок, должно предшествовать поэтапное предварительное их освоение, а иных, более позднее, по мере готовности к ним организма. Вообще принцип разумности очень важен, так как путь к вершинам мастерства, довольно долог и "нахрапом" интенсивности тут не обойтись.

Составляющие.

Освоение тенниса имеет шесть основных составляющих:

1. Теория.

2. Физическая подготовка.

3. Техническая подготовка.

4. Психологическая подготовка.

5. Игровая техника.

6. Игра на счёт

Каждый из этих пунктов имеет ещё огромное количество подпунктов и важных пунктиков, осваиваемых с ростом навыков и мастерства, но все они увязываються в концепцию основы из шести. Начиная с первых шагов по корту и до момента перехода в разряд ветеранов каждый раздел будет открываться всё новыми и новыми гранями познания замечательной игры в теннис, возводя вас на следующие уровни до бесконечности. И когда ваши спортивные знания и мудрость перегонят ваши физические возможности, то применение нажитого за десятилетия должно быть передано вашим ученикам,

которые поднимут уровень тенниса на новый пьедестал, даря миллионам людей радость от созерцания прекрасного и приобщяя к волшебному миру спорта, создавая предпосылки для стремления людей к здоровому образу жизни, заложенного в них изначально самой природой.

С чего начать и на что обратить внимание.

В данной работе мы рассмотрим довольно короткий период времени, чтобы немножко быть в курсе, как и что должно происходить. Охватим начальное становление ребёнка в теннисе с шести-семилетнего возраста и участие в этом родителей, хотя всё же придётся затрагивать другие, созвучные, возрастные периоды.

Сразу оговоримся, что речь пойдёт о среднестатистическом ребёнке, без медицинских противопоказаний и способностей вундеркинда, ибо это уже другие истории...

И так... Родители решили, что их сын или дочь должны заниматься теннисом, в силу разных причин, от просто нравится, до.... собственной реализации через чадо. С чего начать? Учитывая московский трафик, выбирается место для занятий по территориальному признаку, поближе к дому. Обычно это детская группа при теннисном корте с тренером, сформированная по возрастному цензу. Если в группе 4 ребёнка,

то это идеальный вариант для доступности обучения и соотношение цена - качество близко к "золотой середине". С увеличением количества присутствующих на корте, конечно же уменьшается ценник, но возможность донести качественно обучение тренером, уменьшается в разы. Первостепенно ведь само занятия теннисом, а потом уже, пусть и не мало важное, но... сколько стоит. При наличие на корте более восьми занимающихся, тренировка превращается в пародию...., но реалиии диктуют...

Для одновременного занятия теннисом выстроена детская система 10s, нацеленная на массовую популяризацию данного вида спорта, очень нужная и полезная для создания широкой детской базы, что увеличивает шансы перехода количества в качество. Основы, конечно же взяты из того же детского тенниса, десятилетиями наработаны лучшими представителями этого направления, но здорово методически систематизированы. Всё это несомненно даст положительный эффект и поднимет детский теннис на более высокий уровень, позволяющий детям всесторонне развиваться, шагая в ногу со временем, готовя себя в привычных, естественных условиях к взрослой жизни. Останутся же в профессиональном спорте, настроенные на спортивные достижения в области мощной индустрии под названием "большой теннис", с четко сформированными международными структурами ITF, ATP, WTA. К сожалению в России 10 s можно пока применить либо частично, либо сдвинув возрастной корридор 6-10 лет в 5-8, так как на сегодняшний момент регламент РТТ не совсем стыкуется с ITF, но это решаемо, надеюсь в недалёком будущем. Думается со временем система10 s превратиться в отдельную финансовую структуру со своей собственной детской международной федерацией, как когда- то направление "рэп" в шоу бизнесе или совсем свежий пример превращения изначально детской игры для компьютера "Дота" в индустрию с проведением чемпионатов мира и турниров с многомиллионными призовыми. В Китае дошло до введения такого предмета в программу общеобразовательной школы. Конечно, временные привязки по возрасту весьма условны и в первые шесть- восемь месяцев занятий, возможно использовать территорию корта большим, чем четыре, количеством тренирующихся, но только при индивидуальной работе с мячом каждого ребёнка. Как только наступает стадия один мяч - два игрока, т.е. игровые моменты через "сетку" второго уровня, то корт для количества игроков более четырёх, становится тесноват, да и тренеру уделить должное внимание каждому весьма проблематично.

В обучении теннису нет неважных моментов, ни на какой из стадий развития, а есть важные, очень важные и важные чрезвычайно. К важным относятся понимание и восприятие физических, динамических и биохимических основ функционирования человеческого тела в теннисе. К очень важным, применнение этих основ для достижения результатов. К важным чрезвычайно- не переходить границы, за которыми происходит безвозвратные, невосстанавливаемые процессы, наносящие вред здоровью.

С первых занятий и первых упражнений важны правильность и высокий, а главное качественный КПД. Дети впитывают всё как губка и их развитие во многом основано на подражательности. Если они видят правильный пример, то и воспроизводят данное действие точно так же. Соответственно тренер должен быть максимально "правильным примером", так как народная мудрость гласит, что строить легче, чем перестраивать....

Соразмерные величины: один корт- четыре ученика- тренер и ещё, в идеале помощник тренера из числа старших учеников. Учитывая, что для детей важным стимулом является соревновательность и их развитие происходит по синусоиде, то очень полезно, а порой и необходимо, чтобы на соседнем корте занималась ещё одна четвёрка. Первый корт уровнем игроков должен быть повыше, чем второй, тогда у детей второй четверки всегда есть мотивация попадания в "лучшую" группу, а у ребят первого корта заниматься усиленно, чтобы не уступить свои позиции и не "скатиться" на второй корт. Ещё лучше, если кортов три или больше, тогда степень градации имеет более тонкие границы и позволяет тренеру варьировать, подбирая более сбалансированный состав корта и всё время имея возможность стимулировать подопечных переходом в "высшую лигу". Происходит двойная соревновательность, одна внутри корта, вторая между ними. Итоговыми результатами служат внутренние ежемесячные турниры, которые и позволяют расставить всёх по местам справедливо. Конечно не обойтись и без индивидуальных занятий, так как разные элементы игры усваиваются детьми не одинаково успешно. Но, на начальном этапе, индивидуальные тренировки не должны преобладать над групповыми, потому что коллективное соревновательное общение естественно для детей, а отработка приёмов в частном порядке, всё-таки уже нудноватая работа.

Такая "работа" несомненно развивает многие положительные человеческие и спортивные качества помимо теннисных приёмов, но следует применять умереннуюдозированность в индивидуальных занятиях, дабы не отбить у ребёнка интерес к теннису. Увлечённость теннисом по настоящему будет приходить совместно с успехами, а успехи- это его маленькие и большие победы, сначала над собой и сверстниками, а потом и над другими теннисистами. Опять же физические и психологические нагрузки переносятся легче, если ты видишь, что кто-то может сделать, значит и тебе под силу, всегда есть с кем сравнить и на кого равняться.

Подводя итог выбора модели начала занятий теннисом выделяем в идеале следующии составляющие:

1. Территориальная доступность.

2. Основная часть занятий- группа.

3. Группа из двух-четырёх занимающихся на одном корте.

4. Группу ведёт постоянный тренер.

5. Количество групп, две и больше.

6. Дозированность индивидуальных тренировок, проводимых тем же тренером, который ведёт группу или его помощником, работающим в связке.

При занятиях ребёнка у разных тренеров возникают разночтения, в которых разобраться юному дарованию не под силу. И происходит это не всегда потому, что один тренер лучше, другой хуже, просто каждый думающий, увлечённый тренер - самобытен и основываясь на академической базе всё же имеет собственный подход, своё видение, свою методу и тот особый секретик, который позволит именно вашему ребёнку стать заметным теннисистом. Задача родителей, уже на начальной стадии пройти "ликбез" основ тенниса или же полностью положиться на совет людей, которым они могли бы доверять в этой области, для выбора тренера. "Метания" между тренерами вредное занятие и по возможности его лучше избежать, дабы не упускать время и не тратить деньги зря. Связка тренер- родители должна быть добротной и продуктивной, так как служит общей цели. Доверие родителей тренеру избавляет его делать не совсем нужные вещи в угоду нереальных достижений или нездоровых амбиций, что ещё хуже. О чём должны договориться заранее, так это о ставящихся задачах, средствах их достижения и временных отрезках, отведённых для осуществления задуманного. Диалог и способность услышать друг друга- компоненты созидания. Всего предусмотреть нельзя и стратегия с тактикой корректируются, но разумность, адекватность и возможности ребёнка- вещи упрямые. Если обещают через год из новичка сделать чемпиона - значит где-то рядом Копперфильд и законы земного тяготения не действуют. Стоит насторожиться, а надо ли доверять "сказочникам". Не всегда хороший в прошлом спортсмен, сможет стать приличным тренером, зачастую это разные половинки вроде бы одного яблока. Логика легко объясняет данный парадокс. Тренер- это изобретатель, который своё время, энергию и аналитические способности тратит на создание целостного "механизма", а спортсмен - одна из частей этого механизма, которую из заготовки штампуют, затем подтачивают, подшлифовывают, усовершенствуют, доводя до состояния готовности исправно работать в "механизме".

Само понятие ТРЕНЕР, УЧИТЕЛЬ, МАСТЕР- это не звание, это духовное состояние, стремящееся к понятию и осмыслению происходящего, которое тяготеет к неутолимой жажде делиться знаниями и опытом с другими. Хотелось бы здесь привести выдержку из интервью нашего народного классика сатиры перед олимпиадой в Сочи 2014 : "Всё чем поделились с человечеством УЧИТЕЛЯ , изначально воспринималось "в штыки", высмеивалось, отрицалось, именно "званиями", потому что именно их мнение доводится для массового восприятия. История хранит примеры от недавних с Иосифом Бродским, до сжигания на кострах за всего лишь мысли, неудобные для...."

Классификация и квалификация, не одно и тоже. Кто такой Тони Надаль в рейтинге "о рангах" России или СССР?  Как "посмел" "технарь" Б.Л.Собкин тренировать и даже.... успешно?

Но и не каждому, даже очень способному и предрасположенному к тренерской деятельности человеку, суждено им стать. Элементарно, может не повезти с достойным учеником или не появится возможность условий для реализации потенциала. Результат работы тренера- достижения его воспитанников, поэтому, опять же из классика сатиры, большого любителя игры в теннис: "....всегда будут просто дядя и по совместительству тренер Тони Надаль, просто увлечённый "технарь", лишь в 25 лет вступивший на дорогу тенниса, а по совместительству сосед по корту Б.Л. Собкин, а кто-то так и не станет тренером, оставшись всего лишь простым спортсменом В.В.Путиным."

Продолжая собрание, вернёмся к плану первого года познания основ предмета "теннис". Изначально ребёнку нужно донести, что теннис является всего лишь игрой, а не какой-то обязанностью и правильно то, что красиво и естественно. У игры есть правила, и эти правила должны соблюдаться, включая условия тренировочного процесса и взаимоотношений с окружающими. Сам тренировочный путь становления длинный и состоит из циклов. Главный критерий "желание", а результат- это следствие.

Обучение красоте, а затем и скрытой красоте (скульптура женщины, где голова переходит в шею, плечи, а далее.... платье, но воображение дорисовывает грацию линий тела ). Адаптируясь к теннису- например при неожиданном отскоке мяча спортсмен вынужден отбить его в падении и нашёл интуитивно решение своевременно, через кувырок, вернуться в положение разножки и готовности к следующему действию. Красота. Аплодисменты.

Разговор с теннисистом, даже юным должен происходить на одном языке- теннисном. Когда-то и слово "мама" не являлось для него понятным, пока не стало ассоциативным. Мяч должен называться "мячом", а не "кругляшком" или "шариком", иначе как мы будем называть тогда шарик..."баллончик, наполненный воздухом?". Соответственно не нужно доходить до крайности способности восприятия в конкретном возрасте, но трудно представить, чтобы цифру 8 называли "два кружочка", а ноту "диез".... - "короткие чёрные клавиши между белых".

Понимая, что если не сразу, то весьма скоро родители почувствуют себя "специалистами" в области тенниса, поэтому познакомлю вас с некоторыми понятиями. А так же порекомендую посещать хотя бы раз  в месяц,  тренировки для родителей, которые мы будем проводить еженедельно, чтобы дать вам реальное представление о ударе по мячу или челночном беге. Уверен, попробовав лично и пропустив через себя, вы будете достойнее оценивать старания ваших детей.

Механика и моторика.

Механика - повторяющееся движение, а моторика, в первую очередь, память о движении, путь к интуитивной вариативности, возможность "дорисовать красоту". Интуитивная моторика сродни музыкальному слуху. Не путаем с понятием чувства мяча, способностью игрока к управлению этим мячом.

Тайминг - своевременное распознавание, осознание, принятие решения, выполнение этого решения и анализ результата с возможным переходом в цикличность. Стремится к  быстродействию.

Ритмика - соразмерность временных отрезков удара по мячу, шага (включая разножку) и дыхания. Изменяется в теннисе смещением центра тяжести (сильной доли). Может быть равномерной, смешанной и разномерной (разночетвертной, рваной, синкопированной и т. д.), "созвучна" музыке.

Баланс- сочетание всех используемых в действие параметров в определённых пропорциях для создания равновесия тела и ракетки по отношению к точке "съема" мяча в любой момент времени и любой координате трёхмерного измерения корта и пространства вокруг него.

Эти, достаточно общие понятия, включают в себя бесконечное множество вариантов, применяемых к различным ситуациям игры в теннис. Моя готовность обсуждать, делать выводы, а главное постоянно учиться, вполне совпадает с моими желаниями. Так что, добро пожаловать к конструктивному диалогу!

Подитог.

Сам процесс обучения теннису схож с обучением в общеобразовательной средней школе. По времени, отрезок длиной в 9-10 лет. В школе каждый год- это очередной класс с определённым объёмом получаемых знаний, которые необходимо усвоить, чтобы перейти на следующий уровень. Если знания первого класса не освоены, то присутствие во втором нецелесообразно. Как можно к примеру написать слово, зная всего лишь некоторые буквы из которых оно состоит. В случае не усвоения материала или его части, ученик вынужден навёрстывать упущенное, затрачивая дополнительные время и усилия. В школьной программе, в большинстве случаев, за единицу времени можно освоить вместо двух букв три или решить два уравнения по математике вместо одного, но в спорте, особенно на детском уровне, невозможно пробежать два километра, если физические возможности данного возраста рассчитаны только на один, начнутся проблемы со здоровьем. Обучение теннису-процесс накопительный, особенно начальная стадия с 6-7 до 10 лет и если пропущено три месяца тренировок, то отставание от "одноклассников" составит четыре месяца, так как минимум ещё месяц нужно будет потратить на восстановление предыдущих навыков. Последовательность в развитии на протяжении длительного времени без срывов и форсирования- путь к достижению результатов без вреда для здоровья. Очень важной особенностью спорта вообще и тенниса в частности является личное отношение спортсмена к "успеваемости". Если в школе знания ученика оцениваются по пятибалльной шкале, то на корте спортсмен обязан тяготеть в своём старании к оценке "отлично", так как "хорошо" уже повод к большему усердию, а иначе теряется смысл самих занятий теннисом, согласитесь как- то "не очень" просидеть пять лет в одном классе.

О теннисе можно рассуждать и спорить вечно, потому что, как говорилось выше, эта игра ещё очень далека от совершенства и поэтому находится в постоянном, динамичном развитии. Подводя итог данного материала отметим, что мы затронули лишь малую часть, специально не перегружая слишком, чтобы дать родителям базовую почву для размышления и информацию по поводу первых шагов в безграничный мир большого тенниса. Помните, главное желание, всё остальное решаемо.

Корнеев С.Н. «Первое родительское собрание...», РГУФК, Москва 2015 


Более подробную информацию на тему занятия по большому теннису в г. Москва вы можете узнать на сайте www.korneevsad.ru

Корнеев Сергей Николаевич, тренер по теннису для детей, ФТР категории «Мастер+», Российский Государственный Университет Физкультуры и Спорта.

т. +7 (926)43o-69-68,

e-mail:ksn@korneevsad.ru

 

Категория: Статьи | Добавил: pane4kin (27.02.2015)
Просмотров: 1816 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
avatar